Предисловие. Началось все очень давно, когда мы с братом нашли в дедушкином бурячном погребе останки Риги-7 отца. Мопед был ним благополучно им устосан и разобран. Мотор с характерными для Д-6 болячками лежал на полке в гараже. Долго все лежало... В какой-то момент мы с братом собрали все запчасти и перевезли домой. Пошла работа, всё скрутили болтами, проволокой, изолентой (чем же еще, мне было тогда лет 12). Вобщем труп риги с мотором толкали по улице всей компанией, но получили вспышек семь, сожгли немерено калорий, а апаратец завестись так и не соизволил Рига опять была разобрана. Потом рама была продана дружбану за 30 грн (тогда большие деньги). Он из нескольких дрынов собрал нечто ездящее, чуть не убился об стену и продал мопед.
Мотор. Лежал он себе, пытались его даже сделать компресором, но не совсем удачно.
Два года назад. Время шло, мне купили Верховину-6, но призрак проданной риги овладел моей душой, и чесно говоря, еще сидит там. В один из вечеров я достал Д-6 с полки и привинтил его к велосипеду Аист. Вобщем наживил, вала сцепления в нем не было, как и крышек, подкову просто наживил, конденсатор от телевизора прикрепил на крокодилах. Вобщем всё на соплях.
В коленвал вкрутил шпильку, на нее шкив от стиралки. Накрутил веревку, плеснул бензина и дергнул... Дальше просто емоции меня захлестнули - Дрын-дын-дын-дын-дын.... Это был знак свыше! Я увидел видение, мысли заработали, мозги закипели, план созрел. Решено! Буду заниматся мопед-кастомайзингом.
Часть первая - "Реинкарнация здохлыка дешки" Мотор имел кучу хронических болячек из прошлой жизни: разбиты шпоночные пазы в магните, коленвале и вале сцепления.
Отверстие магнита пришлось розточить напильником, потом сверлом и райбером, причем вручную.
На коленвал надел втулку с дырками и полуавтоматом электрозаклепкой приварил её.
Дальше обработка напильником по месту и сверления отверстия для штифта вместо шпонки.
Занялся форсировкой мотора по тяге- делал квадратные окна в коленвале и втулке золотника (её еще и залудил):
Инструмент мой любимый - дрель + гвоздь + колесико от зажигалки. Жиг пришлось купить все, что были в магазине.
Вал сцепления тоже был подубит, пришлось заварить паз и нарезать новый. Инструмент прежний, только колесико проточил, сделал Уже.
Валик выжима тоже был обварен и проточен напильником.
Теперь ремонт головки цилиндра, которая подтравливала. Причина в раковинках уплотнительных поясков. Снял прокладку, взял наждачку, надел на гильзу от Вешки и налал притинать плоскость.
Полностью пояски не выводил, просто сделал их широкими пока не убрались раковины.
Дальше споловинил картер, правда не с первого раза ибо пропаянную втулку немного криво прорайберил. Подшипники, понятно новые, хотя и китайские. Вместо шпонки в магнит забил кусочек сверла, кажись на 4.1. Как теперь снять магнит не знаю, потом придумаю. Разобрал и перемыл корзину, добавил шариков, диаметр 3 мм. Купил в велоларьке. Подшыпники закрытые 202ые.
Вобщем мотор собрал, использувал болты с внутренним шестигранником.
Поставил на Аиста и попробовал кататься. Работает. Радосно.
Часть вторая- "Донор" Велосипед, временно служащий стендом, мне трансформировать никто не даст. Надо искать раму. Но это не наш метод (с). Мы не ищем легких путей (с).
Походил по сараям, нашел свою старую складную Десну. Подарили её на ДР примерно во время возни с ригой. Потом мы с братаном вел замочили и подвесили на стене в кладовке. Вобщем донор есть!
И закипела умственная работа. Рисовал экскизы, тулил два велика друг к другу, катался по улице, пытался понятькуда надо поставить педали, руль и седло в "идеальном" дырчике.
Провел расчеты, просчеты на уровне специалиста НАСА или студента 5 курса Харьковского Политеха.
Заодно расчитывал еще несколько прожектов.
Дальше нада запастись материалом. Взял в руки Дешку, ходил-ходил и нашел - в палисаднике трубы к которым мама привязала цветы. Годится. Заменим палками.
Теперь надо прикинуть длину труб. Ложу велик на пол и сверху дешку с трубами
Фотографирую сверху, даже с лестницы, много печатаю фоток, рисую чертиков и другие варианты В ход идут палки, трубы, обломаные черенки от лопат. Вижу, что нижняя труба прямой ну никак не получится, делать ломаной, как по мне, некошерно. Что же делать? Надо трубогиб! Он есть! Вытаскиваю приспособу для розборки коленваликов, проще говоря диск от грузовика ГАЗ-53. Ложу на него трубу, в руки молот поувесистее и как начал трубогибить, прям вся улица услышала. Согнул, нормально, потом покоцаности зашпаклюем. Опять примеряемся, лезу с фотиком на лестницу.
Прикольно, то что надо.
Мыслю дальше. Надо ж будет не промахаться с углом наклона вилки. Придумал свой метод. Нужен мел, гараж, двери гаража и чуть-чуть зрения. Получаем высокотехнологические метки, главное чтоб дождем не смыло.
Подготовка окончена.
Часть третья "Рама из палисадника" Два дня хожу с болгаркой. Рука не поднимется, жалко велик. Но, надо Коля, надо... Попилил десну на кусочки, папа пришел, посмотрел, сказал, что хароший велик... был. Настроение упало, тем более, что дальше будет точная работа.
А раз точность, значит стапель. Походил, посмотрел, не нашел. Пришлось приспособить ровную доско-фанерку.
Дальше много подгонок и примерок. Главные инструменты: болгарка с очками, рулетка, отвес из веревки и железяки, строительный уровень и полуавтомат.
Педальный узел прихватил, надо двигаться дальше. Теперь проблема похлеще, надо выверить плоскости колес но как? Решение нашел за домом - кастрюле-стапель дырявый. Редкосная вещь
Опять мигаю-выверяю. Ура, товарищи слепил в кучу!
Присмотрелся, есть косячек, верхняя труба не горизонтальная, а наклонена вниз к вилке. Попробую компенсировать баком.
Часть четвертая - Сборная солянка Начинаю собирать мотовел в кучу. Жаль фотографий тогда почти не делал. Детали от велосипеда стают почти без подгонки. Педальный узел на подшипниках, новые педали, новые подшипники, меняю пружины в седле,новые цепи, новые тросики. Управление газом курковое. Мое ноу-хау - манетка обогатителя карба от ИЖака без пружинной шайбы.
Очередная проблема: надо крепить звездочку к заднему колесу. О, а сначала надо прикинуть её зубастость. Вооружаюсь линейкой, калькулятором и блокнотом. Быстро ездить не хочу, страшно, да и мы не торопимся. Вобщем надо зубов 28-30. Искал такое в продаже, но безуспешно.
Да простят меня дырчиководы, пришлось порезать педальную каретку от Риги-7. Нет станка? Зато есть болгарка и напильники. Делаю окружность, чтоб посадить на втулку заднего колеса. Посадил,почти не бьет. Надо крепить. Как, чем? Ясно, болтами. Сверлю три ответсия на 6мм. А во втулке? Будем фрезеровать колесико-фрезами лунки. Собственно подсмотрел в книге Маркевича. Ушло на это аж 4 колесика. Товарищи, что ж там за железо такое то-ли твердое, то-ли вязкое? Вобщем прикрутил звездочку болтами М6 + шайбы и по две гайки. Поставил колесо, надел цепи. Попробовал кататься, радосно, хотя без глушителя как-то громковато. Пришлось затарить в колено какой-то маленький подшипник, стало тише, но мотор стал тупее. "Оса" начала колесить по дорогам Слобожанщины.
Часть пятая - Глушитель. Покатушки с глушащим подшипником дали важные выводы: давление продувки в картере не очень большое, поэтому глушитель должен минимально душить мотор. И речь не о резонаторе, а о объемной банке. Где ж такое взять? Искал по селу рижский "огурец", но нет ни у кого или зажадничали. Итак, делаю новый. Основа - выхлопная труба, толи с трактора Т-74, то ли с комбайна Нива.
Надо флейту - пожалуйста!
Выхлопное отверстие вывел немного набок, дабы не капать под колесо.
Варю банку воедино, шлифую ставлю на мотовелик.
Встречайте! Пилотный вариант Осы.
Итак мотовелосипед начал ездить. Негромко, но весьма тяговито. Слегка посюркивал колечками на жигулевском масле и притих на 2т полусинтетике. Не клинил ни разу. Я тем временем устроился на работу механиком в АТП и маленькая лошадка стала очень кстати (на карпатовине издох коленвал). Свободного времени почти не стало, но нас так просто не взять. Были сделаны некоторые модернизации: укорочены задние верхние трубки, чтоб выровнять в горизонталь верхнюю трубу рамы; из карба выброшен жиклер, установлена новая резина, прикручен фонарик для езды ночью. Пройден краштест жостким офроудом, рама-вилка-мопедист целы, но на всякий случай добавлены три усилителя возле трубы вилки, под седлом и под двигателем.
Часть шестая - Бак-карпатокапелька. Езда с бутылочкой у всех вызывала улыбку. Надо было делать культурный бак. Хочу капельку! Будем делать сами. Нужен донор. Есть такое покоцаное чудо. Рисую рисунок разделки коро.. мм... бака.
Отпариваю, режу, гну фрагмент основания чтоб был прямоугольным.
Провариваю пазл изнутри. Полуавтомат издох, варит плохо.
Попробовал на герметичность - течет как решето. Порезал по шву, сварил опять. Не помогло. Написал на форум, подумал, и пролил все швы изнутри епоксидкой. Вдва приема с промежуточной сушкой. Проверил-герметично!
Часть седьмая - Грунтовка и покраска. Собственно, с выбором цвета проблем небыло, дух проданной риги требовал черную раму и желтые облицовки. Так и сделаем. Потом мы с ним договорились красить обода колес в белый цвет.
Забегая наперед скажу, что с баком проморочился времени больше чем со всей рамой.
Брат загрунтовал бак, мне не понравилось - дальше малярил сам.
Откопал краскопульт, отремонтировал, наладил. Прикупил грунтовки коломикс, и краски минихел. Вроде поддельная, но весьма качественная.
Начал шпаклевать бак.
Ушло много времени, наждачки и шпаклевки. Однако оно того стоило.
Начал красить бак. В последний слой добавич чуть больше растворителя (650й), чтоб получить глянец. Получилось отак:
Раму зачистил щеткой на болгарке до блеска, намазал преобразователем ржавчины, просушил и загрунтовал.
Да, да, мы суровые дырчик-кастомайзеры грунтуем исключительно ночью и при свете фонаря.
А также сушим в гараже и на чердаке, если б не небольшая запыленность, так там настоящая покрасочная камера.
Важный момент, грунтовка полируется наждачкой с водой, потом нужно сделать обезжиривание растворителем.
Часть восьмая - Окончательная сборка Вобщем тут без коментариев. Просто все шайбы, болты, гровера - новые и блестящие.
Мотовелосипед был благополучно собран. Первым тест пилотом был избран $erG. Вернулся с магазина, расказывал о необычной реакции людей. Один человек даже предложил 500 грн без торга, сразу, на месте. Да я потом и сам в этом убедился. На мотоцикл ТАК не притягиваются взгляды, чем на нечто оригинальное брутально-самопальное. Два человека долго и настойчиво просили продать Осу, но я отказался. Ведь дырчек оказался надежнее чем мои верховины. Хотя и есть менее комфортным.
Подпортили только ощущения китайские камеры и покрышки. Умудрился трижды вловить по два прокола. Заднее колесо даже взорвалось. Заказал, привезли зубатую заднюю покрышку, пока ходит. В один из летних вечеров свалил с работы м поехал на родной пруд делать фотосессию.
Вот фотографии:
"Фотография месяца" 2011 год. Сентябрь. SUP-2101 - "Мотовелосипед "Оса"." 12е место из 38 кандидатов
"Фотография месяца" 2011 год. Декабрь. SUP-2101 - "Оса присела на лугу" 3е место из 18 кандидатов.
Спасибо за внимание!